•  магазин Автоскат"   +7 4872 50-80-34
     300901, г. Тула, ул. Московское шоссе, д. 2А

         без обеда
  •  м-н Автоскат-Новомосковск"   +7 48762 6-74-90
     301657, г. Новомосковск, ул. Космонавтов, д. 37

         без обеда

Крупнейшие шинники мира завоевывают российский рынок

Ситуация на российском шинном рынке, одном из самых быстроразвивающихся и перспективных в Европе, сегодня меняется быстрыми темпами. И касается это не только его размеров (на сегодняшний день объем российского вторичного рынка легковых шин составляет 40 миллионов, в Европе только немецкий шинный рынок больше российского), но и того, как распределяются на нем роли крупнейших игроков мировой шинной промышленности. В то время как каждый российский шинник изо всех сил пытается позиционировать себя как прибыльный бренд премиум-класса, доминирующую роль на отечественном рынке все больше завоевывают такие компании, как Nokian Tyres, Continental, Bridgestone, Michelin и Goodyear.

В 2007 году на российском вторичном шинном рынке было продано около 39,8 миллионов легковых шин. 8,2 миллионов шин было продано на российском рынке первичной комплектации. До распада советского союза российский шинный рынок не был представлен большим количеством импорта или продукцией местных заводов западных компаний, однако за последние 15 лет ситуация в корне изменилась. Наряду с изменением уровня жизни в России - сегодня каждый пятый россиянин имеет автомобиль – российский шинный рынок также претерпел существенные изменения. И речь идет не только об увеличении спроса, но и о том, какие бренды востребованы среди российских потребителей. По прогнозам аналитиков в 2008 году на отечественном рынке впервые продажи в двух брендовых сегментах A и B превзойдут продажи малоизвестных российских шинных компаний, или брендов так называемого сегмента C. Каждый год продажи в сегменте C падают, однако до сегодняшнего дня это падение не превосходило и 3%. Однако уже с 2010 года каждый год продажи в этом сегменте будут падать на 10%.

В настоящее время на российском шинном рынке наблюдается следующая тенденция: увеличивается давление на сегмент C и рынок постепенно разделяется на небрендовый и брендовый (B и A), причем самым прибыльным будет брендовый рынок с шинами премиум-класса. Судя по прогнозам, ежегодный рост продаж в этом сегменте в ближайшие годы может составить 20 – 40%.

В то время как спрос и продажи в сегменте C уменьшаются, те же показатели в сегменте A увеличиваются, и согласно исследованию Nokian Tyres, к 2011 году это будет самый крупный из трех рыночных сегментов. Рассматривая только сумму продаж (ежегодно 537 миллионов евро) премиальный сегмент A – уже лидирует в России. В сегменте бюджетных шин C, где товарооборот в 2007 году в три раза превзошел аналогичный показатель в сегменте А, сумма продаж составила всего 479 миллионов евро.

Таким образом общая тенденция весьма ясна: российский шинный рынок все больше жаждет брендовой продукции, не оставляя никаких шансов бюджетным шинам местных производителей и сегменту C. Это развитие параллельно происходит и на российском автомобильном рынке. Согласно исследованию Morgan Stanley, в 2007 из 2,7 миллиона автомобилей, проданных в России, только 700 тысяч принадлежат отечественному автопрому. Сегодня российские потребители больше чем когда-либо часто стремятся покупать американские, японские, европейские или даже корейские автомобили. В 2000 году доля местных производителей на российском авторынке составляла три четверти, десять лет спустя это количество не превзойдет и 15%. Последствия для внутренней шинной и автомобильной промышленности очевидны. Российской автоиндустрии просто необходимо сотрудничество с западными производителями, например альянс Renault и АвтоВАЗа. В этом же направлении движется шинная промышленность, и яркий тому пример – компания Amtel-Vredestein. "Сибур-русские шины" также не упускает возможность отметить, что компания была бы не против наладить сотрудничество с западными партнерами; при чем акцент руководство "Сибура" всегда ставит на слове "партнерство", избегая по очевидным причинам слова "слияние".

Несмотря на то, что российские шинники на внутреннем рынке могли бы попытаться завоевать сегмент A, он по определению прежде всего останется сферой влияния международных шинных корпораций, хотя следует отметить, что компания Nokian Tyres не совсем подходит под это определение. По данным Nokian Tyres российский рынок сменных шин уже находится во власти финского производителя. Этой компании после открытия российского завода в сентябре 2005 принадлежит 27,4% местного рынка (данные за 2006 год). Относительно зимних шин доля Nokian на российском рынке составляет более 30% и именно этому сектору компания обязана своим успехом в России. В 2005 году доля компании на рынке составляла 21%. А первая шина Nokian была продана в России (тогда еще в Советском Союзе) в 1964 году. Так компания стала первым западным шинником, сумевшим преодолеть Железный занавес.

Другие крупнейшие иностранные шинники в России это Continental, Bridgestone, Michelin, Goodyear, Yokohama и Pirelli. Возможно для Nokian уже попросту непригодно определение "иностранного производителя". Мало того, что Nokian принадлежит свой шинный завод в России без участия какого-либо местного партнера, большую часть своего ежегодного товарооборота компания производит на российской территории (приблизительно 30%). В Финляндии производится только 21% всего товарооборота Nokian. Таким образом справедливости ради стоит отметить, что Nokian постепенно становится "российской" компанией в лучшем смысле этого слова, хотя ее руководство в Финляндии предпочитает думать о себе как о лидирующем "международном" производителе шин. Точно так же у Michelin есть свое производство в России (г. Давыдово), начавший работу летом 2004 года. Другие западные производители шин или не сумели установить точку опоры на российской земле или просто не пожелали это сделать. Немецкая компания Continental однажды была уже очень близка к созданию совместного предприятия с Московским шинным заводом, однако было позже компания отменила этот план. Сегодня Continental имеет совместное предприятие "Сибуром" в Омске Матадор-Омскшина (50:50). Единственным местным производителем шин, который вполне мог бы заполучить внушительную долю на внутреннем шинном рынке премиум-класса, могла стать компания Amtel-Vredestein. Русско-голландская компания начала работу летом 2006 года с продаж шин брендов Vredestein и Maloya, включая зимние шины Vredestein. По данным Nokian, доля Amtel-Vredestein на российском шинном рынке премиум-класса составила бы 5% процентов. По данным самой Amtel-Vredestein в 2006 ей принадлежал 1% российского рынка сменных шин сегмента A.

Одно главное требование, которое должна выполнить любая шинная компания, желающая заполучить долю на рынке, это организация собственной эффективной дистрибьюторской сети. Например Nokian Tyres оперирует 130 магазинами Vianor, только два из которых фактически принадлежат непосредственно Nokian. В России Nokian решила следовать другой модели, в отличие от скандинавских национальных рынков, где компания не управляет Vianor по партнерской или франчайзинговой системе. Большая часть магазинов Vianor находится к западу от Уральских гор, и всего несколько в азиатской части страны. К концу 2009 года Vianor планирует открыть до 300 магазинов по продаже шин. Это позволит укрепить и расширить доминирующее положение компании на российском шинном рынке. Параллельно с расширением франчайзинговой сети Nokian Vianor в России, финская компания планирует инвестировать 195 миллионов евро в расширение завода во Всеволожске. К 2011 году Nokian планирует расширить ежегодную производительность российского завода с 4 миллионов до 10 миллионов шин. Первые дополнительные поточные линии начнут работу в период с февраля по август 2008 года.

Казалось бы, Nokian вполне справилась с задачей по организации дистрибьюторской сети в России. Но в какой степени эта сеть действительно прибыльна для Nokian полностью не ясно. Хотя товарооборот Vianor за последние два года увеличился, но прибыльность дилерской сети мизерна.

Однако трудности с построением прибыльной дистрибьюторской сети на российском рынке вторичном шинном рынке испытывает не только Nokian. Компания Amtel-Vredestein тоже не особо преуспела в этом направлении, понадеявшись на консолидацию российского рынка через сеть AV-TO. Этим планам не суждено было сбыться. Сейчас сеть, через которую продается приблизительно 20% всех шин, производимых Amtel-Vredestein, выставлена на продажу. По первоначальным расчетам к концу 2008 года сеть AV-TO должна была состоять из 500 центров продаж по всей России, все из которых принадлежали бы Amtel-Vredestein.

Сейчас по всей стране (ноябрь 2007 года) в России функционирует всего 92 магазина AV-TO, а еще в феврале прошлого года их было 115. Аналитики Deutsche Bank говорят о к "неожиданных препятствиях", с которыми столкнулась русско-голландская компания, очевидно намекая на огромные долги Amtel-Vredestein. Однако компания не собирается продавать всю цепь AV-TO, поскольку ее работа очень важна для поддержания собственных продаж компании: каждая третья шина, продаваемая в магазинах AV-TO, принадлежит Amtel-Vredestein. В первой половине 2007 года товарооборот Amtel-Vredestein в России составил 113,7 миллионов долларов.

Для справки: Самый дорогой сегмент А, представлен исключительно высококачественным западным импортом ("Michelin", "Bridgestone", "Nokian" и другие). Шины сегмента В ("Kumho", "Matador", "Амтел", "Кама-евро" и другие) выпускаются по аналогичным стандартам, но не под известными брэндами. В сегменте С традиционно задают тон заводы, работающие по старой советской технологии.

Печать